kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Categories:

Перелётчики... (Ч.1 до и во время ВОВ) дополнено 30.01.2021

Угоны с целью побега
До войны на И-5 лётчика С.Супруна его техник удрал в Польшу.

1927 г. улетел в Польшу ком. 17 авиаотряда Клим и его механик Тимащук

1934 г. с аэродром ЛВО в Латвию перелетел лётчик Кравец Г.Н.

15.02.1938 года в Эстонию на У-2 (рег.№ СССР-П19) перелетели начальник Лужского аэроклуба ст.лейтенант Владимир Умишевский и мл.лейтенант Николай Гурьев. Самолёт принадлежал аэроклубу в Луге. Во время пролета границы подверглись обстрелу с земли. Эстонцы прозевали пролёт самолёта и готовились обстрелять самолёт при возвращении, но пилоты приземлились и объявили, что убежали из СССР.<



1939 год
Во время конфликта на реке Халхин-гол монгольский пилот на И-16 перелетел в Маньчжурию. Трофейный самолет был доставлен в Татикаву (Tachikawa) на аэродром исследовательского центра авиации Императорской армии. Там И-16 был тщательно протести­рован, а в 1940 году «ишак» прошел сравнительные испытания с новейшим японским истребителем Nakajima Ki-43 Hayabusa.


11 августа 1939 г., 1 АЭ, 38 СБАП из СБ № 16/11, хвостовой номер 9 лейтенанта Томилина выпрыгнул с парашютом стрелок радист Фролов Василий Филиппович, пленён, после обмена возвратился в часть. За покидание самолета над территорией противника был разжалован в рядовые красноармейцы и демобилизован. Призван повторно в марте 1942г., направлен возд. стрелком в 890 БАП, 45 АД ДД. В ночь с 29 на 30 августа 1942 года Фролов в составе экипажа капитана Б.А.Кубышко (Пе 8 № 42018 хвостовой номер голубая «5») вылетел на бомбардировку Берлина. Над целью самолет был подбит зенитной артиллерие и произвел вынужденную посадку в районе Тильзита, экипаж попал в плен. На 25.01.44 считался пропавшим без вести. Судя по награждению в 1987 г. Орденом Отечественной войны II степени, из плена вернулся.

1941 год
22 июня 1941г. при бомбардировке Кенигсберга "скопления войск противника на дороге Таурен - Тильзит", из бомбардировщика СБ, 40 СБАП, выпрыгнул с парашютом штурман лейтенант Попович Николай Иванович, 1912 г.р., "... не сбросив бомб, бомбы были сброшены лётчиком" [скорее всего "паническая атака"(с)].



По тексту допроса от 05.12.1941 л-т Кулаков Петр Яковлевич, забрал сожительницу и перелетел на И-16 к немцам в Гатчину. С его слов 24.07.41 сбил свой Пе-2 и в Финскую войну свой СБ.
29 апреля 1944 г. был убит партизанами в 35 верстах от Ковно, недалеко от м.Крони, автомобиль которым управлял Кулаков был остановлен и все пассажиры: Владыка митрополит Литовский и Виленский, Экзарх Латвии и Эстонии Сергий, супруги Редикульцевы и шофер Кулаков были растреляны. (Газета «Вестник» г.Ковно. 30 мая 1944 года)


22.10.1941 г. ст. л-т Милованов Алексей Сергеевич, зам.командира 2АЭ, 435 ИАП, забрав сожительницу перелетел с аэродрома у свх. Симферопольский к немцам. Есть листовка с его фото у самолёта и обращением к бойцам РККА переходить на сторону немцев.
"Отчёт о побеге Милованова":
Милованов1).jpg
Милованов2).jpg

22.11.1941г. угон летающей лодки ГСТ (лиценз. версия PBY-4 "Каталина") из Севастополя на !Кипр!(к англичанам). Самолет под управлением механика Рева вылетел из Севастополя и пролетев через Крым, Черное море и Турцию приземлился в заливе Морфу, Кипр.
00000089 №301 Рева.jpg
Самолет был принят на вооружение RAF, ему был присвоен б/№ HK850. Он оставался неиспользованным в Абукире, Египет, где был уничтожен штормом 23.02.1943 г.

Фото без даты и с подписью о перелётчике:
"Русский истребитель
тип Як-1
(я сбил несколько таких)
русский перебежчик-старший лейтенант
потерял мотивацию (hatte keine Lust mehr означает больше не хотел, стало неохота - по всей видимости, имеется в виду неохота воевать)
приземлился на танковой дороге, мы его подобрали"




1942 год
Весной 1942 года на территорию Манчжурии перелетел советский истребитель ЛаГГ-3 (8-я производственная серия, б/№ 5 на руле поворота), пилот (фамилия пилота неизвестна, в яп. документах проходит как как Sotohe 700 (советский перебежчик №700)), искал политического убежища. Целью перелета был японский аэродром Чиамуса, но плотный зенитный огонь вынудил перебежчика отлететь от аэродрома и совершить аварийную посадку с убранным шасси. Посадка была совершена на мягкую поверхность, и самолет за исключением пропеллера и радиатора не пострадал; перебежчик во время посадки не получил никаких травм.Самолёт тщательно изучался и испытывался.

В 1942 г. из Севастополя техник улетел на МБР-2 в Турцию.

18.03.1942 года на аэродром в Мелитополе, где базировалась румынская 19-я корректировочная эскадрилья, приземлился МиГ-3 (б/№ красная 2 на киле) из 25 ИАП, который пилотировал младший лейтенант Шаркун Андрей Кузьмич. Согласно румынским данным, советский лётчик заявил, что перелетел к противнику добровольно. Якобы, вылетев на задание по сопровождению бомбардировщиков, он принял решение не возвращаться, так как слышал, что румыны и немцы освобождают пленных украинского происхождения. Район Мелитополя был ему хорошо знаком, и он, скрывшись в облаках, ушёл от своей группы.

19.04.1942 лётчик лейтенант Спицын Юрий Андреевич из 71 ИАП на самолете И-153 преднамеренно сел на аэ Гатчина (с его слов был ранен и пошёл на посадку, попал в плен, освобождён через 3 года, отправлен в часть, в 1947г. арестован, приговорён к 25 годам, в 1955 году приговор отменён) (источник)

22.07.1942 г. около 3 часов утра, механики самолёта У-2 ст.сержанты Пивенок Михаил Иванович и Мельник Иван Ефимович из 678 транспортного авиаполка улетели из Балашихи через линию фронта на УТ-2. Замполиты объяснили лётному составу, что эти двое были кадровыми немецкими летчиками, что их забросили еще до войны в киевский аэроклуб Динамо, из которого они и попали в полк.
Один из них был даже кандидатом в члены партии. Оба, якобы, выдавали себя за украинцев, говорили с украинским акцентом. За потерю бдительности командир полка был понижен в должности до заместителя командира полка, а комиссар до политрука роты.


1943 год
В 1943 году два советских лётчика угнали свои самолёты из Баку в Иран. Немецкая разведка предоставила им конспиративную квартиру и начала операцию по их переправке в Германию. При активном участии группы Амира (Геворка Вартаняна) предатели были схвачены и понесли наказание.

21.01.1943 старшина Савкин Илья Филиппович угнал И-16 б/н 31 из 691 нбап к финам, садился на брюхо 7 км на северо-восток от Saarimäki, Аunus (одонес) 24.01.1943. его передали немцам 01.05.1943. В Германии Савкин служил в ВВС РОА, и погиб 18.08.1944 в Darmstadt в катастрофе во время перелета Bf 109 WNr 780698 (часть 3./Fl.ÜG 1/4 Süd).

27.04.1943 гвардии подполковник Пивенштейн Борис Абрамович (лётчик-челюскинец, на его самолёте Каманин вывозил людей с льдины), комэск 74-го ГвШАПа (бывшего 504-го шап) и стрелок-радист Круглов А.М., добровольно перелетел к немцам был сбит, после чего активно сотрудничал с известным Холтерсом и стал сотрудником немецких разведорганов. Работал с советскими пленными летчиками и т.д. На советской стороне Пивенштейна считали геройски погибшим, пока в 1951 г. органы МГБ не выяснили, что Пивенштейн - один из руководителей НТС на территории Западной Германии и даже являлся старостой храма в Висбадене (!), в 1951 г. выехал в США. После этого в 1952 г. Пивенштейна Военная коллегия заочно осудила к ВМН за измену Родине. Пивенштейн действительно активно сотрудничал с немцами в плену, в чем были изобличен показаниями ряда офицеров ВВС КОНР (в частности, Тарновского).

Пивенштейн

30.04.1943 перелетел к немцам, сбив своего ведомого, штурман 4 ИАП, 287 ИАД, капитан Молчанов Николай Павлович, 1914 г.р. подробности
По ОБД пропал без вести (как и ведомый сержант Лыткин).


Фото из УПК Молчанова Н. П.

11.05.1943 г. на аэродром Анапа на именном Як-1б лётчика капитана Смирнова («Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор.Саратова») перелетел пилот 148 ИАП старший лейтенант Шкомплектов Михаил Владимирович. На аэродроме базировались словаки, они предложили дозаправить самолёт, чтобы он улетел назад, но лётчик отказался, пленён, передан немцам.



20.05.1943
Считается перелетевшим к немцам мл. лейтенант Лавренев Александр Васильевич (1918 г.р.), из 1АЭ, 13 Кр.ИАП.

18.10.1943 Як-7Б с пониженным гаргротом с б/н 120 сел в Бердичеве.
Предположительно, самолёт лейтенанта Сазонова Ильи Тимофеевича из 133 ИАП, 234 ИАД - "не вернулся из боевого вылета" 15 октября 1943 года. По ОБД "пленён, освобождён из плена".




Подпись: ЛаГГ-3 перебежчика, который 18.10.1943 сел в Бердичеве.
На самом деле на фото Як-7Б с пониженным гаргротом.

1945
18 марта 1945 года Пе-2 (командир гв. старший лейтенант Бацунов Михаил Никифорович, штурман гв. младший лейтенант Кодь Альберт Иванович) из 161 гв. бап, 6 гв. бак, 8 гв. авд покинул строй и, не отзываясь на команды, скрылся в облаках в западном направлении. Их целью, скорее всего, была не Германия, а нейтральные государства или базы союзников.


15.08.1945 г. лётчик младший лейтенант Кочетов Геннадий Никитич из 31 Гв.ИАП на Як-9Д с аэродрома г. Кобили (Чехослования) при производстве тренировочного полета по кругу после 1-го разворота имитируя вынужденную посадку скрылся по рельефу местности (на фронте с сентября 1943 г., произвел всего 23 боевых вылета, большее время находился в госпиталях на лечении от венерического заболевания). [ЦАМО ф.20036 оп.2 д.24 л.249]
Самолёт посадил в Швейцарии и попросил политического убежища, но был выдан швейцарскими властями обратно и передан представителям СССР.



Севшие по ошибке:
10.07.1930 Летчик Теодор Кунзе и штурман Павел Гусев, (56 АЕ, Гатчина) по ошибке залетел в Эстонию. После разбирательства лётчики и самолёт возвращены в СССР.





1937 г. санитарный Ш-2& (б/код: СССР К-8) пилотируемый летчиком А.Т. Горбачевым, и механиком А.Н. Васильевым получил приказ эвакуировать в Ленинград больную женщину. Летчики смогли добраться до места назначения и приняли больную на борт, но на обратном пути потеряли ориентировку и совершили вынужденную посадку на сопредельной территории Финляндии. Финские врачи оказали помощь больной, а власти Финляндии возвратили самолет и экипаж в СССР. К сожалению, расследование случая вынужденной посадки сопровождалось оргвыводами. Экипаж не пострадал, но начальник санитарной авиации Северного Управления ГВФ, один из старейших полярных летчиков СССР, Георгий Страубе, был отстранен от работы. Сердце его не выдержало и он умер от сердечного приступа.

31.01.1940 г. ТБ-3 с бортовым номером Л-3047* потерял ориентировку во время рейса Москва — Минск — Белосток и по ошибке сел на немецком аэродроме Лык в Польше.
*Этот ТБ-3 №22135 был передан из ВВС в Азово-Черноморское управление ГВФ, гражданскую регистрацию получил 4 июля 1939, некоторое время летал в Туркмении, потом был возвращен в АЧУ.


23.05.40 года инспектор по технике пилотирования 44-й ИАД Жердев Hиколай Пpокофьевич перегоняя И-16 из Бобруйска в Белосток, потерял ориентировку и, по ошибке, совершил посадку на германской территории. Через 3 дня его вернули на родину. Есть фото передачи самолёта немцами советской стороне.

?.07.1940г. СБ во время учебно-тренировочного полета потерял ориентировку (на карте не была отмечена новая граница) и случайно сел в г. Мемель (Клайпеда), экипаж: ст.л-нт Лебедев С.П., стр.бомб. мл.л-нт Кузнецов И.К. и стрелок.Зайченко Г.Д. Немецкая сторона через 8 часов передала летчиков и самолет советской стороне.
29 июля 1940г приказом НКО 0168, Лебедев и Кузнецов отданы под трибунал....(командир АЭ (по непроверенным данным это был будущий полковник Добыш Федор Иванович, который в 1945г возглавил сводную колонну летчиков 1 УФ на параде Победы) понижен в звании, врид.31 СПБ майору Просвирину, военкому Зубареву, начштаба Кочеткову вынесен выговор.

??.08.1940 г. неизвестный эпизод с заблудившимся Р-5 (предположительно из 28 КАЭ) и совершившим вынужденную посадку на германской территории в районе пограничного городка Острув–Мазовецкий. Экипаж самолета был передан советской стороне на участке 1-й пограничной комендатуры 88-го Шепетовского пограничного отряда через 8 часов.


25 июня 1941 г. И-153 серебристого цвета с номером «12» на руле поворота из 153 ИАП, 5 ИАД, (пилот мл.лт. Поздняков Владимир Иванович), сел на вынужденную в районе местечка Керимяки (Kerimäki). При попытке пленения, Поздняков застрелился, был отправлен в больницу Kerimäki, где скончался на следующий день.


8.07.1941* интернированы в Турции из 2 МТАП (ДБ-3Ф): командир звена 4 аэ ст. лейтенант Хасин Лев Яковлевич, штурман звена 4 аэ лейтенант Топиха Яков Герасимович.
(Возможно также, что в их экипаж входил стрелок-радист сержант Спиридон Куприянович Пилипенко)
(*по данным американского экипажа, также интернированного в Турции (в 1941 г. 4 повреждённых B-24 при налёте на Плоешти, сели в Турции), интернированных советских летчиков было около 30 человек).

14 октября 1941г. 2 МиГ-3 (ком. 180 ИАП, капитан Сергеев Александр Петрович, зам.ком. капитан Хлусович Иван Михайлович) из 180 ИАП по ошибке сели на аэ Мигалово, г. Калинин, уже захваченный немцами. Капитан Хлусович успел взлететь, а капитан Сергеев попал в плен и был расстрелян у самолёта.


подпись: flugplatz Kalinin
самолёт Сергеева на аэ г. Калинина

В тот же день по ошибке на тот же аэродром сел и У-2 из 180 ИАП с комиссаром 180 ИАП Зиновьевым В. И. и комиссаром истребительной эскадрильи Подмогильным В. И. Им обоим удалось скрыться и выйти к своим, У-2 остался на аэ (подробности: http://militera.lib.ru/memo/russian/rudenko/01.html)

5.21.04.42 года, самолёт ПР-5 с вновь назначенным командующим 48 Армией - генерал-майором Самохиным Александром Георгиевичем, по ошибке сел у Мценска. Со слов Самохина (допрос в 1946г.) пакет с документами он успел сжечь. Со слов немцев (приказ ком. 2 ТГ, генерала Шмидта от 22 апреля 1942 г.), благодаря документам захваченным у Самохина, "германское командование получило ценные данные, которые могут благоприятно повлиять на дальнейшее проведение военных операций". И попадание в плен Самохина заставило пересмотреть планы на летнюю кампанию советской стороны.


20 августа 1942 года Ш-2 Л-08 СССР-К370 вместе с Ш-2 СССР-Х217 вылетели к партизанам, действующим на территории, занятой финскими войсками. Вызов к партизанам оказался ложным, следствие радиоигры финской разведки. После посадки в районе местечка Сапсаярви самолеты были захвачены противником. Экипажи Павел Андреев и Федор Мотуз, Петр Чайкин и Петр Шульга погибли в завязавшейся перестрелке. В дальнейшем эксплуатировался в ВВС Финляндии. Регистр.№ AV-187. Эксплуатировался в Er.P 4. Использовался для выполнения вспомогательных заданий и как связной до 1944 года. Списан 13 сентября 1944 года.

17 апреля 1943 года 4 истребителя Як-1 из 291 ИАП (лётчики: комэск капитан Егоров Алексей Гаврилович, зам. комэска лейтенант Единархов Иван Яковлевич, ст. сержант Горбачёв Олег Михайлович, ст. сержант Добытиев Михаил Семенович) и один Як-7Б (ремонтировался, вылетел с Яками 291 ИАП, старший сержант Грабельников Василий Ферапонтович, механик авиазвена техник-лейтенант Кондрахин Алексей Васильевич) 15 ИАП, вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут лежал через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Егорова штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не смотря на вполне сносные метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами г.Таганрог, где все 5 истребителей сели на немецкий аэродром "Таганрог-Вест". Егоров, успевший выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Единархов был убит ещё в кабине своего самолета, а его самолёт был подожжен атакующими и полностью сгорел, был убит и Грабельников. Горбачев, Добытиев и Кондрахин попали в плен.
Як-1 младшего лейтенанта Богатырева В. К., сбит, упал в Таганрогский лиман, пилот погиб.



29.10.43 У-2 пилотируемый старшиной Скалий Павлом с майором по связи Серафимой (Симой) Захаровной Ситник, по ошибке, приземлился у немцев. Сима Ситник - жена командира 205 ИАД, полковника Немцевича Юрия Александровича (http://www.bvvaul.ru/profiles/2550.php). В плену сотрудничала с немцами, старшина Скалий П. был освобожден из плена 08.08.45 и репатриирован в СССР. Высказывалось предположение, что Ситник была немецким агентом-шпионом и проникнув в штаб 205 ИАД выкрала карты и оперативные документы, сбежала к немцам. Есть листовка с её обращением переходить к немцам.
Ситник
Скорее всего немцы "раскололи" её к сотрудничеству на базе материнской любви, организовав ей встречу с сыном и своей матерью.

"...Серафима Захаровна Ситник была сбита огнём зенитной артиллерии на самолёте У-2 над деревней 5-я Николаевка в районе Козелыцины 29 октября 1943 г.269, неудачно приземлилась с парашютом и раненой попала в плен...
...Из-за последствий ранения её скоро отчислили в часть восточной пропаганды, что привело к трагическому исходу: майор С.З. Ситник в результате провокации оказалась расстреляна органами СД в конце 1944 г." (
Кожевникова Т., Попович М. - "Жизнь-вечный взлет")

"... Конец Симочки был грустным. Из-за ее ранений ее перевели в Пропагандную часть, и она стала жертвой немецкой провокации. В чаще Мазурских лесов, как предполагали, действовали партизаны, и будто бы этому были даже доказательства. С Симочкой заговорили немецкие агенты, которые выдавали себя за советских партизан. Симочка поверила этому обману и за это заплатила жизнью..." http://militera.lib.ru/research/frohlich_sb01/frohlich_sb01.html

22.02.1944 г. полковник Бочарников Георгий Сергеевич 1909 г.р.на У-2 вылетел в район Кривого Рога, по ошибке сел у немцев, пленён.
Бочарников.jpg

Недоказанные угоны и необычные побеги лётчиков.
2. Летом 1941г. в 135 бомбардировочном авиаполку один (ошибочно считалось, что 735 БАП), из возвращавшихся с задания Су-2, отделился от группы, и взял курс на запад. В результате полк не получил гвардейское звание к которому был уже представлен.

Спасибо авиаспецам и историкам авиации с сайта www.airforce.ru за уточнения и дополнения.
Отдельное спасибо deruluft за фото и разъяснения.
Tags: перелётчики, плен
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments