kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Узкоколейные бронепоезда Таллиннского судоремонтного завода

1. Узкоколейные бронепоезда Таллиннского судоремонтного завода
перепост отсюда с небольшими дополнениями: https://radio-rhodesia.livejournal.com/533177.html

В июле-августе 1941 года РККА и Краснознамённый Балтийский флот обороняли Таллинн, столицу Эстонии, от наступающих немецких войск. В окрестностях города имелась весьма развитая сеть узкоколейных железных дорог с колеей 750 мм. Для эффективной обороны всего за 15 дней на Таллиннском судоремонтном заводе при участии завода "Арсенал" были построены два узкоколейных бронепоезда (№ 1 и № 2)



На основе сохранившихся фотоматериалов можно полагать, что каждый из этих бронепоездов состоял из бронепаровоза и двух 4-осных бронеплощадок. В качестве паровозов использовались французский Ук-81 и Коломенский Б-31 (тип 63), которые были получены от Эстонской железной дороги. На одной из бронеплощадок устанавливалась 76-мм морская пушка 34-К. Пушка имела штатный лафет и немного доработанный щит. По бортам располагались пулеметные амбразуры. На вторую бронеплощадку ставилась башня с 37-мм пушкой. Доподлинно известно, что одна бронеплощадка с 76-мм установкой 34-К, была потеряна в ходе боев.

Позже эти бронеплощадки будут восстановлены. На последующих фото они уже видны стоящими на рельсах, как и перевёрнутый вагон слева от плошадки.

Бронепоезд № 1 (лейтенант М. Г. Фостиропуло) и бронепоезд № 2 (старший лейтенант Ф. А. Турский) были приданы 10-й стрелковой дивизии. Они действовали на линии Лийва - Рапла - Юлемисте - фосфорный завод в районе деревни Кроди. Бронепоезда совершали рейды в тыл противника, высаживали десанты.


Из воспоминаний П. Рублика из 31-го отдельного стрелкового батальона КБФ:
"...Неутомимо трудился в этот день [27 августа] бронепоезд, носивший гордое имя "Балтиец". Через определенные промежутки времени он уходил со ст. Таллин-Вяйке по узкоколейной ж.д. в сторону противника. Он совершал дерзкие налеты, подбираясь совсем близко к скоплениям живой силы и техника врага. В этот день пути маневра бронепоезда сильно сократились - враг подошел совсем близко к юго-западной части города. Каждый раз, когда наш любимец бронепоезд возвращался после своего очередного рейса, мы видели возбужденные лица моряков-артиллеристов, и от них веяло чем-то далеким и романтическим, как из фильмов о гражданской войне.Особенно ярко мне запомнилось лицо командира бронепоезда с его пышной черной бородой и веселой белозубой улыбкой. Проезжая мимо наших окопов, протяжным гудком требуя открыть "шлагбаум" - тяжелые бревна, лежащие на рельсах, "капитан - черная борода", как его звали бойцы, под свист и шипение паровоза кричал: "Держитесь, ребята!" и ребята держались


При оставлении Таллинна советскими войсками оба бронепоезда были выведены из строя и оставлены командами на станции "Tallinn - sadam" ("Таллинн - порт") (по другой версии в порту был только один бронепоезд - второй выехал на разведку сторону ст. Мяннику, где попал под бомбежку и сошел с рельсов). Затрофеенные немцами паровозы были разбронированы сразу же в 1941 году и переданы к владельцу Эстонской железной дороге. Если немцы и использовали бронированные вагоны, то точно не в Эстонии. Скорее всего, вагоны были отправлены в металлолом, так как быстро исчезли из Эстонии





</article>
</div>



2. Бронепоезд №2 с 130-мм морским орудием.
s-l1600.jpg
(080404001555)_1493.jpg
s-l1600.jpg
s-l1600.jpg
s-l1600.jpg
(без названия)
Tags: panzerzug, бронепоезд, советские бронепоезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments