kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Мартиролог погибших советских бронепоездов 1941 год.

Мартиролог погибших советских бронепоездов 1941 год.
Список будет заполняться спорадически.

Итак, на 22.06.1941 г. в составе РККА было 65 бронепоездов, пока не прикидывал, входят ли в это кол-во бронепоезда "скрытого формирования" и бронепоезда для 2, 3, 4, формирования, также пока непонятно, посчитаны ли бронепоезда полков НКВД.
Потери за 1941 г. составили официально 21 бронепоезд, НО! в это кол-во не вошли:
1 (или 2) бронепоезд латышской армии, брошен в Елгаве
4 бронепоезда киевской постройки (Литер-А, Литер-Б, Литер-В, Литер-Г (последний не был достроен или даже не начинался)).
4-?6? бронепоездов одесской постройки (№21 «Черноморец», №22, №23 «За Родину», №24, №25).
1 бронепоезд николаевской постройки (захвачен в процессе постройки).фото
?2 неоконченых бронепоезда (Днепропетровск, захвачены в процессе постройки)?
2 бронепоезда таллинской постройки (узкоколейные)
1 бронепоезд 75 СД с танками на платформах
2 бронепоезда гомельской постройки (2 матчасть бронепоезд № 50 и бронепоезд № 52)
4 бронепоезда крымской постройки («Войковец», «Орджоникидзевец», «Горняк», «Севастополец»)
итого потеряно: 39 + 2 недостроенных + потерянные бронепоезда НКВД.

В список войдут ВСЕ, даже те, что были разбиты, но вытянуты и ушли в ремонт.

27 июня на ст. Красное Знамя потеряны в результате боя:
бронепоезд (3 площадки Д-2) 58 полка, 9 дивизии войск НКВД
учебный бронепоезд (ком.: старший лейтенант Кононенко) 76 полка, 3 дивизии НКВД, отошедший сюда из Колодищ.

30 июня в районе ст. Свислочь (Елизово) в бою потерян бронепоезд 73 полка НКВД (Малышев) и зенитный бепо (239-го отдельного зенитного артдивизиона железнодорожных установок).

1 июля лёгкий бронепоезд № 47 (12 ОДБП, ком. майор Дёмин) бой Жодино - Смолевичи (под Борисовым), разбит и брошен.

5 июля 1941 г. из-за невозможности отхода (железная дорога была перерезана немцами) в районе станции Казатин был оставлен тяжёлый бронепоезд № 31, 1 ОДБП. Его команда в пешем порядке вела бои совместно с 13-й железнодорожной бригадой под Бердичевым и в самом городе.

6 июля, лёгкий бронепоезд № 50 (6 ОДБП) прикрывал отход 117-й стрелковой дивизии от Бобруйска.
За мостом через Днепр железнодорожный путь оказался взорван. Пользуясь этим, немцы стали расстреливать его из орудий, повредив паровоз и одну бронеплощадку. Огнем второй было уничтожено 2 орудия и повреждено 3 танка. Экипаж вел огонь до тех пор, пока не стали рваться снаряды на второй горящей площадке. Остатки команды отошли вместе с частями 117-й стрелковой дивизии, командир которой объявил экипажу бепо благодарность за помощь в боях.
21 июля дивизион передали в состав 3-й армии, а бепо № 50 получил новую матчасть.

8 июля у станции Мартыновка лёгкий бронепоезд № 17, 1 ОДБП попал под артобстрел противника, в результате чего одна бронеплощадка сошла с рельс, а путь оказался разбитым. Команда вела бой до последней возможности, после чего оставила разбитый состав. Через три дня ее вместе с командой бепо № 31 отправили на переформирование в Киев.

15 июля один Д-2, 53 полка НКВД, был взорван и сожжён на ст. Дретунь из-за невозможности отхода.

~ 30 июля тяжёлый бронепоезд № 52 (6 ОДБП)В ходе последующих боев был отрезан противником со стороны Бобруйска. Несмотря на это, он до 30 июля действовал на линии Рабкор - Заполье, после чего был разбит немецкой авиацией.

5 августа бронепоезд № 49 (12 ОДБП) сошёл с рельс на перегоне Липовская - Пригорье (Смоленская обл. Рославльский район) из-за налёта самолётов, брошен экипажем.

14.08.1941 бронепоезд 56 полка НКВД оставлен разбитым под Каневом
«В 9.00 14.08.1941 года паровоз бронепоезда был разбит бомбардировкой. Бронепоезд потерял возможность маневрировать. До 16.00 14.8.41 года личный состав бронепоезда под руководством Ищенко продолжал уничтожать врага всеми имеющимися огневыми средствами бронепоезда, находясь на месте бомбардировки.
В 16.00 враг бросил на бронепоезд 40 самолетов. Паровоз бронепоезда был сброшен под откос и неподвижно лежал вверх колесами. Одна площадка бронепоезда воздушной волной была сброшена и повисла на скате насыпи. Личный состав не потерял мужество и продолжал борьбу вплоть до получения приказа командования оставить бронепоезд.
В 5.00 15.8.41 года товарищ Ищенко вынес всю уцелевшую материальную часть, огнеприпасы и другое имущество бронепоезда. Вывел личный состав на левый берег реки Днепр вполне боеспособным и готовым вступить в бой с заклятым врагом».

17 августа бронепоезд № 48 был отрезан и в 20.00 по решению командира пущен на взорванный мост через реку Ипуть у ст. Сураж.

Бронепоезд № 15, 1 ОДБП 10 сентября 1941 г. подвергся сильной бомбежке немецкими самолетами, в результате чего получил серьезные повреждения: в шести местах пробит котел паровоза, в двух местах командирская рубка, пробиты две орудийных башни, повреждены все орудия и тележка первой броне площадки. Спустя три дня состав черным паровозом доставили для ремонта на Харьковский паровозоремонтный завод, но закончить работы не удалось - предприятие с 25 сентября начало эвакуацию в Воронеж. Сюда же отправили и бронепоезд № 15.

Бронепоезд № 52 (6 ОДБП) 2-я матчасть 1 матчасть была разбита немецкой авиацией ~ 30 июля, но через некоторое время команда "при помощи железнодорожников Гомеля" построила блиндированный поезд, который вошел в состав дивизиона под тем же № 52.

18 августа бронепоезд № 50 (6 ОДБП) 2-я матчасть в районе Остаповичи повреждён авиацией противника, команде удалось вывести только одну бронеплощадку. 21 августа ее, с командой бронепоезда, отправили в Конотоп для изготовления недостающей матчасти.

в августе финским войскам, наступавшим на территории Карелии, достался бронепоезд 52 полка НКВД, 2 дивизии НКВД, поврежденный и брошенный командой у станции Новые Пески, недалеко от Петрозаводска. В конце 1941 года 45-й пехотный полк захватил в Кяппяселке, к югу от Кархуямки (Медвежьегорск) ещё один бронепоезд. Один из его вагонов, вооружённый 76-мм артилерией входит в состав экспозиции. В конце войны все бронепоезда были переделаны в зенитные передвижные батареи.

6 сентября в 15.00 в результате налета 32 немецких самолетов путь впереди и позади бронепоездов № 51 и № 52 (6 ОДБП) 2-я матчасть (в районе Низовка-Мена) был разбит. Командир дивизиона попытался отремонтировать путь и оттянуть составы назад, но командир 217-й дивизии этого не разрешил и потребовал продолжать вести огонь. В 19.00 авиация вновь совершила налет на бронепоезда, одновременно по обеим сторонам железной дороги показалось до 20 немецких танков. Пытаясь прорваться к своим, паровоз, бронеплощадка и контрольные платформы бепо № 51 сошли с рельс и наклонились.
Бепо № 52 (6 ОДБП) 2-я матчасть в это время вел бой, маневрируя на участке в 600-700 м. Попытка связаться с 217-й стрелковой дивизией не увенчалась успехом. В результате огнем танков обе бронеплощадки и паровоз бронепоезда № 51 были разбиты, № 52 также получил несколько прямых попаданий. В 21.00 команды бронепоездов оставили бронепоезда и отдельными группами стали отходить на станцию Дочь.


В октябре, У Тихвина, «юнкерсы» уничтожили бронепоезд 51 полка НКВД из состава 2-й дивизии НКВД по охране железных дорог.

В октябре бронепоезд 82 полка НКВД, поврежденный авиацией и попавший в окружение под Волховом, был взорван своей командой.
«13 ноября 1941 г. исключен из боевого расчета бронепоезд 82 сп, попавший в окружение противника на перегоне Мыслино – Зеленец Кировской ж.д. и подорванный командой бронепоезда.
Команда выведена на ст. Колчаново».


? дата? В окружение под Брянском попали уцелевшие в боях на западной границе ?бронепоезд НКВД № 30? (вымышленный номер) и бронепоезд 76 полка НКВД (2 матчасть). В этот раз им не повезло: отрезанные от своих войск, получившие большие повреждения, они были взорваны своими командами.

11 октября в бою у станции Колесники (под Москвой), в первом же бою, немецкими танками был уничтожен бронепоезд № 1 «За Сталина.», только что построенный в Коломне.

17 октября на южном фланге советско-германского фронта, под Таганрогом, за три дня боев был полностью уничтожен 8 отдельный дивизион бронепоездов. Три бронепоезда № 14, № 45 и бронепоезд НКВД № 59 были разбиты немецкими танками и авиацией, рвавшимися к Ростову.

7 ОДБП
лёгкий бепо № 22 (оставлен 20.10.41)
лёгкий бепо № 27 (оставлен 17.10.41)
тяжёлый бепо № 29 (оставлен 21.10.41)

17 октября в 8.30 у станции Бессереновка появилось 4 немецких танка, на отражение которых вышел бепо № 27. Но когда бронепоезд готовился открыть огонь, появилось ещё 22 танка. Курсируя на больших скоростях, бепо подбил 4 вражеских машины, но и сам получил пробоину в тормозной системе паровоза, из-за чего произошло самоторможение. Огнем с места бронепоезд уничтожил ещё 4 танка, но ответным огнем три орудия были разбиты, а четвертое повреждено. Командир принял решение вывести команду из вагонов и укрыть во рву рядом с железной дорогой до подхода бепо № 22. Однако расчет второго орудия - сержант Рудак и красноармеец Анишенко - остались в башне, починили пушку и открыли огонь по приблизившимся немецким танкам, подбив 8 машин. Остальные отошли, но через 15 минут показалась пехота противника, которая также была отогнана орудием бронепоезда. Однако, ответным артогнем последнее орудие бепо было разбито, и его доблестный расчет покинул бронеплощадку.

22 отдельный дивизион бронепоездов
18 ноября
после того, как бронепоезда произвели артналет по немецким позициям в районе Городище и Сычи, их атаковали 27 немецких бомбардировщиков. Бепо № 2 (ком.: Булавин) успел отойти, а задержавшийся бепо № 1 подвергся бомбардировке. В результате, сбросило с пути тендер и обе бронеплощадки, получившие серьезные повреждения, было разбито железнодорожное полотно. Удалось эвакуировать только одну бронеплощадку, а паровоз и вторую из-за прорыва немецких войск взорвали 19 ноября 1941 г.

20 ноября тяжелый бепо № 22 до 20.00 вел интенсивный артогонь, сдерживая противника во взаимодействии с полком НКВД в районе Нахичевань - Донская - завод Сельмаш. Связь с другими частями и штабом армии отсутствовала. Командир принял решение отойти в Ростов, а ночью переправиться на другой берег Дона. Но, подойдя к мосту, на рельсах обнаружили завал и немецкие танки. Так как бепо находился в мертвом пространстве на насыпи и не мог вести по ним огня, команда сняла пулеметы, подожгла состав и пешком вышла к своим.

20 ноября бронепоезд № 29, не найдя своих частей в Аксае, начал выбор огневой позиции, но неожиданно был атакован 18 танками. Их первые же выстрелы вывели из строя бронепаровоз и оба орудия. Команда оставила состав и отошла в сторону Батайска. Высланный черный паровоз вытащил бепо на станцию Ростов-Пристань, но дальше двигаться не мог, так как станция и мост через Дон были заняты немцами. Утром 21 ноября бронепоезд был взорван, а остатки команды отошли на другой берег Дона.
Tags: panzerzug, советский бронепоезд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments