kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Мартиролог погибших советских бронепоездов 1942 год.

Мартиролог погибших советских бронепоездов 1942 год.
Список будет заполняться спорадически.

Итак, за 1942 год потеряно 42 бронепоезда, в это кол-во не вошли:
3 бронепоезда азовской флотилии
«Железняков»
«Севастополец»
Из общего кол-ва было потеряно около 20 бронепоездов с площадками типа ОБ-3.

28 июня уничтожены (38 ОДБП, ком. майор Коржевский)
№1 «Челябинский железнодорожник»
у станции Черемисиново уничтожен авиацией В первом налёте бомба попала между бронеплощадкой и бронепаровозом.
№2 «Южноуральский железнодорожник» (ком.: Орлов И. Е.) у станции Расковец - Мармыжи уничтожен авиацией и танками.

В этот же день у Щигров, немецкая авиация, уничтожает отдельный бронепоезд № 63, (бывший бронепоезд № 9 «Дзержинец») (старшего лейтенанта П. И. Исаченко) при отходе натолкнулись на подбитый бронепоезд 38-го дивизиона «Челябинский железнодорожник» Команда покинула разбитый бронепоезд и отошла.

28 июня уничтожен бронепоезд №1 45 ОДБП на перегоне Долгая - Студеный.
К 10.00 бепо № 1 занял позицию в 5 км южнее Долгая и приготовился к ведению огня. Через полчаса немцы стали обстреливать бронепоезд артиллерией, а примерно в 13.20 самолеты противника атаковали бепо № 1. В результате были разбиты и сгорели первая броне площадка, платформы с дровами и горючим, вагон с боеприпасами и хоппер с углем, разбита платформа ПВО, поврежден бронепаровоз. Команда потеряла 12 человек убитыми. 8 ранеными и трое пропади без вести. После бомбардировки, примерно в 13.45 к железной дороге вышли три немецких танка, открывшие огонь по бронепоезду. Прибывшие с наблюдательного пункта командир и военком дивизиона приказали личному составу разбитого бепо отходить на станцию Кшень.

3 июля бепо №1, бепо №2 39 ОДБП, (капитан Пыриков) взорваны у ст. Конь (8 км от Старого Оскола в сторону Валуек) из-за невозможности отхода.
«Большевик Урала»
Бронепоезд из Златоуста участвовал в боях на участке Тула - Орел - Елец - Старый Оскол. К 26 июня 1942 г. южноуральский дивизион [39 ОДБП] бронепоездов вошел в состав 40-й армии Брянского фронта и находился на станции Старый Оскол. Но уже в начале июля город пришлось оставить. Под обстрелом командир дивизиона попытался вывести бронепоезда на юг. Однако пройдя около 8 километров, составы встали у взорванного моста. Высланная разведка доложила, что впереди взорвано ещё три моста на железной дороге, а частей Красной Армии поблизости не было. Командиром и комиссаром дивизиона на основании ранее полученных распоряжений командования было принято решение вывести людей и уничтожить материальную часть. С бронепоездов забрали пулеметы, у орудий сняли панорамы и замки. «Большевик Урала» был взорван.

62 ОДБП
Бронепоезд №14 «Борис Петрович»
Бронепоезд №15 «Бесстрашный»

4 июля из-за невозможности дальнейшего отхода — мосты через реки Дон и Ворона были захвачены противником — «бронепоезда, лишенные возможности действовать своим огнем, на перегоне у станции Семилуки были частично подорваны».

14 июля, западнее Ростова были взорваны своими командами, попавшие в окружение, бронепоезда № 21 и № 29, 7 ОДБП

15 июля Особый бронепоезд № 2 «За Родину!» (ком.: Бобриков Илья Макарович). У станции Зимогорье (Родаково), близ Ворошиловграда, был уничтожен немецкими пикирующими бомбардировщиками.

25 отдельный дивизион бронепоездов
14 июля по приказанию начальника ГАБТУ КА (Главное автобронетанковое управление Красной Армии) 25 ОБДП убыл в Сталинград, где сначала вошел в состав 62-й армии, а с 2 августа придан 208-й стрелковой дивизии 51-й армии и сосредоточен на станции Котельниково
15 июля бронепоезда прибыли на станцию Гнилоаксайская, где подверглись атаке 18 немецкими самолетами. В результате, бронепоезд № 1 «Полководец Суворов» получил прямое попадание бомбы в одну бронеплошадку, экипаж которой под командованием лейтенанта Филинова полностью погиб.
Кроме того, были повреждены бронепаровоз и тендер, загорелся вагон базы с боеприпасами, на котором стали рваться снаряды. Команда БЕПО на руках выкатывала бронеединицы из-под огня. На следующий день «Полководец Суворов», находившийся на перегоне Гнилоаскайская — Абганерово вновь подвергся бомбардировке. Всего в результате двух авиаударов противника команда БЕПО № 1 потеряла 30 человек убитыми и 41 ранеными. Через несколько дней по приказу заместителя командующего Юго-Восточным фронтом бронепоезд «Полководец Суворов» убыл в Саратов на ремонт».

20 июля у г. Шахтинск (г. Шахты) в 6 км от ст. Горная
бронепоезд № 1, 66 ОДБП
В 12.20 в результате налета на бронепоезд № 1 26 бомбардировщиков противника на перегоне Горная - Шахтинск [Шахты] площадка ПВО и бронеплощадка № 2 были завалены, путь вокруг разбит. Личный состав мужественно отбивал атаки авиации с воздуха, в результате старшина Чумак из орудия сбил вражеский бомбардировщик Ю-88.
Начались восстановительные работы по подъему бронеплощадок [на фото видны заведённые домкраты с одной стороны бронеплощадки], во время которых бронепоезд № 1 все время подвергался налетам авиации противника. Бронепоезд 7 ОДБП с базой также выехал на этот перегон, тем самым закрыл выход для бронепоезда № 1. При очередном налете авиации противника бронепоезд 7 ОДБП и база были разбиты и горели, восстановительный паровоз также был разбит по дороге.
Бронеплощадка бронепоезда № 1, 66 ОДБП была окончательно разбита немецкой авиацией. Команда на полном ходу пустила бронепаровоз со второй бронеплощадкой на первую застрявшую бронеплощадку.
Там же, на той же ветке, уничтожен тяжелый бронепоезд № 1 «Железнодорожник», 7 ОДБП. Он же: «Тихорецкий железнодорожник», 8 ОДБП в ноябре 1941г. передан из 8 ОДБП в 7 ОДБП .
20 июля он занял позицию на тупиковой ветке на станции Горная, откуда открыл огонь, прикрывая отход частей 28-й стрелковой дивизии. В течение дня немецкая авиация трижды бомбила бронепоезд, в результате чего была разбита площадка ПВО, повреждена первая бронеплощадка (башни заклинило и они не вращались), вышел из строя бронепаровоз, у которого к тому же закончилась вода, а заправить ее было негде. Из-за невозможности вывести состав (пути были разбиты на большом протяжении) и отсутствия связи со своими частями, командир и комиссар бронепоезда приняли решение взорвать состав и отходить в пешем порядке, что и было сделано в 22.00 20 июля 1942 г.

23 июля тяжелый бепо № 2 (бывший тяжёлый № 21), 7 ОДБП.
Бепо № 2 7-го дивизиона по приказу командования 56-й армии в 4.20 19 июля занял позицию на станции Хапры с задачей: поддержать части 30-й стрелковой дивизии и прикрыть открытый левый фланг на реке Мертвый Донец. 22 июля немецкие части прорвали оборону на стыке 30 и 39-й стрелковых дивизий, и бронепоезд получил задачу отойти. В 3.30 23 июля он прошел через Гниловскую и встал, не доезжая до станции Ростов-Берег 1: впереди путь был разбит. Кроме того, к 7.00 наши саперы взорвали железную дорогу со стороны станции Хапры, в результате чего бепо лишился маневра — в его распоряжении осталось не более 200 метров железнодорожного полотна. Состав вел огонь по наступающим немецким частям до 20.00, после чего со стороны Ростова подошло 8 танков противника с пехотой. Из-за того, что танки находились в мертвой зоне, бронепоезд не мог стрелять по ним. Кроме того, высланная разведка доложила, что наши части отошли на левый берег Дона. По указанию начальника штаба автобронетанковых войск 56-й армии полковника Самсанидзе, командир дивизиона подполковник Жмакин приказал все имущество и вооружение переправить на левый берег дона, а матчасть бепо № 2 взорвать. Это было выполнено в 21.00 12 июля 1942 г.

24 июля 1942 г. № 8 «Имени Изюмских рабочих», 65 ОДБПвел огонь по противнику, наступавшему на Новочеркасск, до израсходования всех боеприпасов, после чего (не имея возможности двигаться ни назад, ни вперед из-за взорванных мостов и горящих эшелонов) был взорван.
Бронепоезд № 8 «Имени Изюмских рабочих» (типа НКПС-42, вооружение каждой бронеплощадки - 2 76-мм зенитных пушки Лендера, 6 бортовых и 2 башенных пулемета ДТ) строился в депо Изюм и Красный Лиман, а доделывался и формировался на Харьковском паровозоремонтном заводе. В боях с 19 октября 1941 г.

4 августа, бронепоезд № 1 «Имени Хрущева», 65 ОДБП у ст. Рогачевская, повредив орудия, сняв прицельные приспособления и все стрелковое вооружение, был облит мазутом и подожжен.

4 августа, оставлены на одной ветке перед Тихорецком из-за невозможности отхода.
В порядке движения:
бронепоезд № 1, 53 ОДБП
бронепоезд № 2 «Комсомол Чувашии», 53 ОДБП

замыкающий бронепоезд № 2, 51 ОДБП

4 августа в результате налётов, частями, был уничтожен бронепоезд №1 (бывший отдельный бронепоезд № 53) (ком.: ст. лейтенант Смирнов), 16 ОДБП.
При подходе к станции Албаши, примерно в 14.00 бепо № 1 был атакован девятью немецкими самолетами. Несмотря на заградительный огонь, одна из бомб попала в первую бронеплощадку, которая загорелась и на ней начали рваться снаряды. Вскоре были выведены из строя платформа ПВО, спарка Максимов и две контрольных платформы. Командир бронепоезда ст. лейтенант Смирнов приказал отцепить поврежденные единицы, и отправил бронепаровоз со второй бронеплощадкой и двумя контрольными платформами (на одной был установлен пулемет ДШК) под командованием своего заместителя лейтенанта Живова следовать на станцию Каневская. Сам Смирнов с военкомом бепо политруком Тудвасевым, личным составом первой бронеплощадки и частью автоматчиков (бепо была придана десантная рота) остался у горевшей матчасти для спасения вооружения, эвакуации раненых и похорон убитых.
Примерно в 17.00, при следовании бепо через разъезд Деревянковский, его вновь атаковали немецкие самолеты. В результате прямым попаданием бомб была разбита вторая бронеплощадка, у паровоза оказалась пробита топка, оторвана дымовая труба, разбит левый инжектор и правый цилиндр. Также получила повреждения и сгорела контрольная платформа со шпалами.
Бронепаровоз и платформу с ДШК силами железнодорожников удалось эвакуировать. Зенитную платформу передали бепо № 2, а паровоз направили для ремонта на станцию Линейная. Здесь его пришлось оставить из-за того, что железная дорога оказалась перерезана немцами.

11 августа на перегоне Долгоруково — Свечинская десять бомбардировщиков уничтожают бронепоезд № 663 «Железнодорожник Алтая», 49 ОДБП, укрывшийся после огневого налета в выемке. Видя, что бронепоезд поврежден, немцы утроенными усилиями атаковали его с воздуха. Сброшены с рельс бронеплощадки, поврежден котел паровоза, но по-прежнему продолжает вести огонь единственная уцелевшая зенитная площадка.
В ходе налета погибло 9 человек включая и командира бронепоезда старшего лейтенанта И. И. Реунова https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50246529&p=5 Они были похоронены в братской могиле недалеко от станции Долгоруково.
Через некоторое время бронепоезд был поднят, прошёл ремонт и опять вышел на боевую работу, новым ком. бронепоезда стал старший лейтенант Холмогоров Александр Федорович.

23 августа 1942г. уничтожены в бою тяжёлый бронепоезд № 20 и лёгкий бронепоезд № 19 "Щорс" (переправа через р. Терек, направление от Моздока в 8 км)

36 отдельный дивизион бронепоездов
Осенью 1942 года, в предгорьях Кавказа, у станции Алагир, танки из армии Клейста и пикирующие бомбардировщики не оставляют никаких шансов.

бронепоезд №2 «Александр Невский» находился в действующей армии с 17 августа 1942 года по 1 сентября 1942 года
Бронепоезд оборонялся до 14.00 1 сентября.
1 сентября оставлен в 2 км от станции Басаргино (на пути к Сталинграду)

2 сентября 1942г. немцы заняли посёлок Верхне-Баканский и перевал Волчьи ворота.
бронепоезд №6 «Смерть немецким оккупантам»,
1. ком.: И.В. Кравченко (до мая 1942г.)
2. кадровый офицер Черноморского флота Шурыгин П.К. (погиб в бою)
3. кадровый военный Чечельский М.Р. (с 2 августа 1942 года до 6 августа, погиб под станцией Крымской)
4. старший лейтенант Кошелев (инициалы неизвестны).
бронепоезд № 53, 16 ОДБП
ком.: капитан Джахиев А. Д.
бронепоезд № 751 «Свердловский железнодорожник», 16 ОДБП
ком.: старший лейтенант Поддубный,
комиссар: политрук Бондарев Ф.Д.
Бронепоезд №6 «Смерть немецким оккупантам» и бронепоезд № 53 приняли на станции Тоннельная свой последний бой. Расстреляв по врагу все боеприпасы, бронепоезда № 6 и № 53 были взорваны на железнодорожных путях.
6 сентября в Новороссийске у цементного завода был взорван поврежденный бронепоезд № 751 «Свердловский железнодорожник».

14 сентября, ст. Банная, предместье Сталинграда, бронепоезд № 73 НКВД (3-я матчасть), прямые попадания в обе площадки и паровоз (не указан какой, чёрный или броне).
ком. Малышев Федор Дмитриевич

31 октября уничтожены в бою:
бронепоездов № 717 «Оренбургский железнодорожник» и
№ 731 «Вперед, на Запад!», 36 ОДБП.

Бронепоезд №731 «Вперед, на запад!» стоял на подступах к станции Алагир. Противника пришлось ждать недолго. Неожиданно для вражеских колонн экипаж бронепоезда открыл прицельный огонь. Но минута внезапности прошла быстро, и немцы ринулись в контратаку. В котел паровоза попал вражеский снаряд. Разбило орудие первой бронеплощадки. Вдруг весь состав сдвинулся с места и медленно покатился в сторону станции Ардон – отказали тормоза. Но и на ходу огонь из оставшихся трех орудий не прекращался ни на секунду. Скорость росла – и на полном ходу 731-й врезался в остатки 717-го.

№ 2 «Металлург Кузбасса», 42 ОДБП
31 октября около 15.00 авиация противника начала бомбежку обеих бепо 42 ОДБП, и почти одновременно с этим до 100 танков атаковали позиции советских частей со стороны Белореченской. Несмотря на бомбежку и артобстрел, оба бронепоезда вступили в бой, который длился почти два часа. Атаку удалось отбить, при этом огнем бепо было уничтожено 13 и подбито 10 немецких танков. При этом был у «Металлург Кузбасса» поврежден один бронепаровоз и бронеплощадка, еще две бронеплощадки сгорели.
1 ноября в районе станции Шанаево бронепоезд № 1 «Сибиряк» 42 ОДБП попал под бомбежку, в результате чего оказались повреждены две бронеплощадки. Общие потери в личном составе бепо за эти два дня составили: убитыми и сгоревшими - 11 человек, ранеными - 24 человека (из них эвакуировано в госпиталь 11).
4 ноября оба бронепоезда 42 дивизиона убыли для ремонта матчасти, пополнения подвижного и личного состава в Тбилиси, откуда 15 ноября его перевели в депо станции Батуми. Здесь провели ремонт ходовых частей подвижного состава
Tags: panzerzug, советский бронепоезд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments