kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Бронепоезд «Маршал Будённый».

Бронепоезд «Маршал Будённый».
4 сентября 1941 г., вечером, уничтожен у ст. Потоки.

Советская версия:
"31 августа 1941 года гитлеровцы форсировали Днепр севернее Кременчуга и развернули наступление на Полтаву. В течение трех суток бронепоезд «Маршал Буденный» вел мощный артиллерийский обстрел фашистов на северной окраине села Потоки. Особенно отличились артиллеристы второй бронеплощадки. Командир бронеплощадки лейтенант А. И. Козарь, забравшись на высокий тополь, умело корректировал огонь. Благодаря его действиям были поражены гитлеровские орудия, склады с боеприпасами, танки и мотопехота, скопившиеся для прорыва к городу, а также живая сила противника."
Куда мог стрелять бронепоезд в этот день остаётся непонятным, так как ближайшие нем. части были в 20 км от него.
Станцию Потоки охранял небольшой гарнизон 81 полка НКВД по охране ж.д. объектов. К 16-ти часам 4 сентября 1941 года 419 пп, 125 ПД немцев захватил ст. Потоки и перерезал ж.д. линию Кременчуг – Полтава. Наши части отступили на правый берег р. Псёл, взорвав за собой оба моста. Для противодействия противнику со ст. Гановка к ст. Потоки был направлен бронепоезд «Маршал Буденный» с десантом из бойцов 81-го полка НКВД.
4 сентября 1941 г.
Что происходило в это время внутри бронепоезда известно, в основном, из воспоминаний участников этого боя. Вот как это описывается в книге:
«Вечером 4 сентября на станции Галещино командир бронепоезда капитан Яблонский получил срочный приказ — взять на бронеплощадки взвод десантников и прибыть на станцию Потоки. — Мы подъезжали к Потокам,— вспоминал бывший парторг бронепоезда, капитан в отставке Б. Г. Юхимец,— как вдруг ощутили сильный толчок и раздался грохот взрыва. У артиллерийских установок погасло электроосвещение, прервалась связь с командирской рубкой на паровозе. Фашисты взорвали путь, и мы попали в засаду. Вместе с комиссаром Кривко Петром Степановичем я находился на второй бронеплощадке. Высунувшись в верхний люк, я увидел, что паровоз и бронеплощадка накренились набок. Пушки первой бронеплощадки «смотрели в землю».
Гитлеровцы со всех сторон начали атаку поврежденного бронепоезда. Бойцы первой бронеплощадки отражали эти атаки метким винтовочным огнем и ручными гранатами. В. В. Преображенскому пришлось заменить пулеметчика, но он был тяжело ранен. Подносчик снарядов Н. Романов бросился ему на помощь, но тут же был сражен вражеским осколком. Подбежала санинструктор А. Ф. Николаенко, взвалила В. В. Преображенского на свои плечи и смогла унести его в укрытие. Артиллерийскую дуэль вели с противником бойцы второй бронеплощадки лейтенанта А. И. Козаря. (Ст. лейтенант Козарь Алексей Иванович, впоследствии примет командование бронепоездом 62 отдельного дивизиона бронепоездов и погибнет в бою 29 июня 1942 года. Прим. автора)
Фашисты сосредоточили на ней весь огонь. Но крепка оказалась полтавская броня. Командир орудия В. Молодцов и наводчик В. Сергиенко уничтожили два орудия, легкий танк, обстреливавшие бронепоезд... Однако термитным снарядам гитлеровцев удалось все же пробить броню. На стеллажах уже загорелись ящики с боеприпасами, а В. Молодцов с обожженными руками посылал еще снаряд за снарядом в казенник орудия... Команда подрывников взорвала поврежденный бронепоезд, и глубокой ночью бойцы бронепоезда вышли из вражеского окружения. В бою погибли пулеметчики А. П. Муха, Н. В. Ромашев, помощник машиниста Я. И. Чагин и другие члены экипажа.»


31 августа немецкая 100 лёгкая пехотная дивизия, 52 Армейского Корпуса форсирует р. Днепр, примерно в 30 км от Кременчуга ниже по течению, напротив с. Дереёвка, через большой песчаный остров Молдован.
На немецких картах, этот остров, имел условное обозначение «Sсhinken» из-за своей формы, напоминающий окорок. Отсюда же и кодовое название операции по форсированию р. Днепр 100 ЛПД - «Sсhinken» («Шинка» или «Окорок»).
Захваченный немцами плацдарм расширялся в глубину и по фронту. Части 300 стрелковой дивизии РККА, несмотря на упорное сопротивление, продолжали пятится назад…

Утром 2 сентября, примерно в 15-ти км от Кременчуга, начинают форсировать р. Днепр части 11 АК у х. Воровского (ныне карьер Редуты), 125 ПД без особых проблем форсирует Днепр. Крупных наших частей на этом участке левого берега Днепра не было. Правее форсирует реку 101 ЛПД немцев. Следом сапёры напротив х. Воровского наводят 8-ми тонный понтонный мост и организуют паромную переправу.
Но и по этой немецкой группировке бронепоезд не стрелял – дистанция для стрельбы составляла свыше 10 км – запредельная дальность стрельбы для орудий Лендера калибра 76,2 мм, которыми был вооружён бронепоезд «Маршал Будённый».
И, только, 3 сентября немцы (125-я пд) подошли на приемлемую дальность стрельбы таких орудий.

Немецкая версия из журнала боевых действий 125 ПД:
"3 сентября в 14 час. 15 мин бронепоезд подошёл к ст. Потоки и обстрелял передовые части 419-го пехотного полка 125-й СД. «14 ч. 15 мин. Передовой наблюдатель 2-го дивизиона 125-го артполка докладывает о том, что добрались до ст. Потоки. В северо-восточном направлении был замечен бронепоезд."
NARA. Mikrokopy T 315 ROL 1343. Kadr 527
"15 ч. 55 мин. Бронепоезд приближается с северо-востока к ст. Потоки. Ж.д. линия в 500м северо-восточнее ст. Потоки подорвана с целью недопущения въезда бронепоезда."
NARA. Mikrokopy T 315 ROL 1343. Kadr 529

Как видно из журнала боевых действий 125-й пд, ж.д. путь был подорван немецкими сапёрами за 500 м от входной стрелки, ещё при первом приближении бронепоезда к станции. Этот подрыв не мог привести к сходу первых вагонов бронепоезда. Основные события развернулись, когда бронепоезд «Маршал Будённый» 4 сентября 1941 года в 18 час. 40 мин. во второй раз подошёл к станции Потоки.

4 сентября 1941 г.
"18 ч. 40 мин.
Снова к ст. Потоки приближается бронепоезд. В тылу у него саперы подрывают пути, чтобы загнать его в ловушку. Вспыхивает сильнейший бой, длящийся весь вечер, и который заканчивается лишь в 20 ч. 40 мин., после того, как удается попасть в склад боеприпасов (артпогреб), который полностью разносит артиллерийскую площадку."
NARA. Mikrokopy T 315 ROL 1343. Kadr 529

Причиной схода бронепоезда явилось то, что, скорее всего, тяжёлый артиллерийский снаряд немецкого орудия попал в левую переднюю тележку первой платформы бронепоезда. Взрыв снаряда разрушает левый рельс и сбрасывает платформу с ж.д. пути. Следом сходит с рельс на левую (по ходу движения) сторону пути бронеплощадка и заваливается на левую сторону. Из-за большого крена влево, первая бронеплощадка стала непригодной для стрельбы. Но оставшиеся два орудия второй бронеплощадки продолжают бой, непрерывно ведя огонь. Штурмовые орудия 3 взвода, 197 дивизиона штугов, подошли к бронепоезду на дистанцию 400, а затем и 100 м Самоходки израсходовали все бронебойные снаряды, добились множества попаданий, но бронепоезд продолжал сражаться.

Вот, как описывает этот бой командир взвода самоходных орудий лейтенант Вернер Заламон (Werner Salamon).
"Направляясь 2 сентября 1941 года из Павлыша, в ходе 2-ой половины дня мы пересекли реку Днепр на 16-тонных паромах [переправа у х. Воровского]. Приданы мы были 125 пехотной дивизии и нам было приказано подчиняться 419 пехотному полку в c. Фрунзе. Рано утром 3 сентября 1941 года я доложил командиру 3 батальона, 419 пехотного полка о прибытии.
Вечером того же дня [3 сентября] появился бронепоезд. Он остановился примерно в 1-1,5 км от жд ст. Потоки и открыл огонь. Хотя 3 взвод и находился все время справа, он не мог дать бой бронепоезду по той причине, что бронепоезд относительно быстро сдал назад в северо-восточном направлении."


Немецкие самоходчики поддерживали огнём пехоту, которая сумела выйти к станции Потоки. На другой день охота за бронепоездом продолжилась.

"Повторно бронепоезд появился 4 сентября 1941 года. В этот раз он остановился еще дальше от ж.д станции.
Орудия 3-го взвода немедленно были выдвинуты на дистанцию примерно в 400 м от занятой врагом ж.д. насыпи. Вести огонь, однако, они не смогли, поскольку БП их заметил, и тот час же сдал назад.
Наступление на насыпь и мост через реку Псел началось в 14 ч 00 мин. Оба моих орудия находились с 9 ротой, задачей которой было взять насыпь и деревню севернее от нее. (с. Кияшки. Прм. автора) Наступление было проведено решительно, в результате которого его цель была достигнута за очень короткое время. 9 рота окопалась на северной окраине деревни, в то время как орудия "E" и "F" использовались для охранения.
В тот вечер было доложено, что бронепоезд находится на подъезде к ст. Потоки. Оба орудия 3 взвода сразу же были выдвинуты в сторону поезда. Орудие "E" вахмистра (ст. сержанта) Териет (Teriete), перемещавшееся слева от насыпи в сторону врага, первым открыло огонь по бронепоезду. Между тем поезд привела к остановке (застопорила) пехота, расположившаяся вдоль насыпи. Они убрали с пути рельсу [на самом деле её подорвали сапёры], но несмотря на это поезд продолжал вести огонь из нескольких пушек калибра 7,62 см и большого количества пулеметов. В этот момент поезд также начали обстреливать из легких противотанковых пехотных орудий.
Состоял БП из двух вагонов-платформ спереди и сзади поезда, к которым были присоединены бронированный вагон спереди и сзади бронированного паровоза. Каждый бронированный вагон имел по две орудийные башни.
Вахмистр Териет (Teriete) выпустил все свои противотанковые заряды и мог видеть несколько попаданий.
Между тем орудие "F" унтер-офицера Нойзенс (Ntusens) было подтянуто на расстояние до 1200 метров, из которого также был открыт огонь. Унтерофицер Нойзенс, однако, сразу же продолжил продвигаться со своим орудием вперед, так как эффективность стрельбы была недостаточной (с той позиции, где он до этого находился). Подойдя на расстояние примерно в 400 м - достаточно близкое от левой стороны насыпи - ему удалось добиться попаданий. Под конец, под прикрытием пехоты, он подошел на расстояние в 100 м и выпустил свои последние противотанковые заряды наряду с несколькими бронебойно-фугасными. Согласно информации, предоставленной командирами орудий, им удалось зафиксировать несколько попаданий, но так как уже стемнело, никто из них не смог точно определить, в какие именно части бронепоезда они попали.
Оба командира орудий, однако, утверждали, что часть поезда загорелась только после попадания снарядов их орудий. В результате этих попаданий задняя часть БП полностью разлетелась от взрыва, который последовал примерно 1,5 - 2 часами позже."


Ожесточённая артиллерийская дуэль бронепоезда «Маршал Будённый» с немецкими батареями продолжалась до 20 ч 40 мин. В это время бронебойный снаряд одного из немецких орудий пробил бортовую броню и разорвался в артиллерийском погребе бронепоезда. В результате этого попадания, в артиллерийском погребе с детонировали боеприпасы. Сильный взрыв полностью разрушил вторую бронеплощадку.
После этого уцелевшие в бою члены экипажа оставили бронепоезд. Воспользовавшись темнотой они покинули место боя, и вышли к своим.
Немецкие самоходчики утверждают, что именно их снаряды привели к пожару, а затем и к взрыву второй бронеплощадки. Что в бронепоезде могло гореть «1,5 – 2 часа»?
По бронепоезду вели огонь столько немецких батарей, что сами немцы не смогли выяснить, какое орудие произвело, столь удачный выстрел. Возможно, причиной взрыва и был пожар в артиллерийском погребе, но вызвал этот пожар не выстрел штуга, а бронебойный снаряд одной из немецких полевых батарей. По бронепоезду стреляли бронебойными и бронебойно-фугасными снарядами.

Это подтверждает и сам Вернер Заламон, хотя он и настаивал на своей версии подрыва бронепоезда:
"Утром следующего дня я внимательно осмотрел поезд. Мне удалось разглядеть несколько попаданий наших основных 75 мм орудий по первому бронированному вагону. Они прошили броню насквозь, но вреда самому вагону не причинили, поскольку снаряды взорвались примерно на высоте (уровне) осей. Паровоз вообще почти не пострадал. Можно было видеть несколько рикошетов от противотанковых и главных (основных) орудий. Было также несколько пробоин от противотанковых снарядов в дымоотводном канале и в нижней части брони, но эффекта все это абсолютно никакого не имело. Я также придерживаюсь мнения, что один из вагонов БП взорвался от попаданий штурмовых орудий."
Но руководство 125-й пд не сочло его доводы убедительными и сделало свой вывод:
"Удачливого стрелка (стрелка-счастливчика), к сожалению, невозможно обнаружить из-за большого числа (множества) задействованных вооружений."
NARA. Mikrokopy T 315 ROL 1343. Kadr 531









Tags: panzerzug, НКПС-42, советский бронепоезд
Subscribe

  • Выборы в Украине 2019

    Ходил на выборы, по сравнению с 2014 годом народа в разы больше. Провёл в течение часа небольшой опрос 100 человек (173 участок, г. Харьков):…

  • Химически чистая перемога

    Оригинал взят у yadocent в Химически чистая перемога Оригинал взят у tichler в Химически чистое зло. 1. Культ смерти вместо…

  • Про еврейско-чеченский батальон.

    Оригинал взят у nikolian в Про еврейско-чеченский батальон. В Одессе создают еврейский батальон имени Бени Крика, в который также войдут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments