kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Categories:

"Хроники пикирующего бомбардировщика", 103 ББАП. Часть 1 (Су-2)

"Хроники пикирующего бомбардировщика", 103 ББАП. Часть 1 (Су-2)
Сформирован 05.05.1938 г. на базе 43 смешанной авиационной бригады, вошёл в состав 19 ЛБАБр.
На фронте с 29.06.1941г. в составе ВВС 21 Армии, Зап. фронта, аэродромы: Новозыбков, Деменка, Климово. Кол-во самолётов - 38 штук.
С 29.06.1941 по 15.08.1941 г. на центральном фронте (совершено 590 боевых вылетов).
В его составе также воевала женщина комеск капитан Михалева Мария Григорьевна, 1906 г.р., при чём летала !беременной! (забеременела до войны в мае) до конца июля 1941г., (сбита, села, ушла в декретный отпуск). Летала с штурманом эскадрильи сержантом Доморацким Леонидом Афанасьевичем, 1900 г.р.

Командование, штабной состав
ком.: подполковник Мироненко Павел Иванович
начштаба: Воронов Иван Сергеевич (до __.01.1941)

начштаба: майор Березовский Ефим Степанович 26.12.1941 г.р. (с __.01.1941 до __.03.1942)

начштаба майор Фомин Сергей Александрович, 1907 г.р. (с __.03.1942)

комиссар: бат. комиссар Немтинов Алексей Николаевич, 16.03.1907 г.р.
начальник оперативного отделения: капитан Стрих Никифор Васильевич, 09.02.1901 г.р.
начальник связи: капитан Фомин Сергей Александрович, 1907 г.р. (очевидно путаница...)
полковой врач: ?лейтенант? Шапиро Самуил Ефимович, 1910 г.р. (на 1944 г. капитан мед. службы).

Начало боевой работы
Ночью 28 июня 1941 года командир полка подполковник Мироненко Павел Иванович получил приказ из штаба 21 Армии Центрального фронта, в состав ВВС которой вошел 103 ББАП, с утра всеми самолетами наносить удары по вражеским колоннам.

29.06(?07?).1941
пилот мл. л-нт Борисов Анатолий Алексеевич, 1918 г.р., посадка с ходу с одной выпущенной левой стойкой шасси (погиб 15.05.1942 в составе 103 шап)
пилот мл. лейтенант Емельянов Григорий Емельянович, 1916 г.р. сел с горящим мотором

03.07.1941 г.
Три самолета, возглавляемые Болдырихиным Федором Захаровичем, __.07.1907 г.р. отлично перекрыли цель бомбами и со снижением уходили на свою территорию. В это время на них напали вражеские истребители. Штурманы отбивались до последнего патрона. Но и на этот раз силы были неравные. Летчики видели, как горящий самолет мл. политрука Плотникова Валерия Павловича со штурманом Власенко Иваном Фроловичем упал в лес и взорвался.
Су-2 Ивана Аладинского, оставляя за собой шлейф черного дыма, со снижением ушел в сторону своей территории и скрылся в дымке.
03.07.1941 экипажи, выполнявшие вместе с ним задание, видели, что самолет, в котором был Валерий и штурман Иван Власенко, упал в лес и взорвался. Но они не могли видеть, как в момент удара о землю Плотников был вышвырнут и заброшен на кроны деревьев. При падении он зацепился лямками парашюта за обломившуюся ветку и на ней завис. Долго пришлось бы Валерию висеть, если бы случайно не наткнулись на него местные жители, которые не только освободили летчика из этой западни, но и оказали необходимую помощь. Через неделю Плотников был в родном полку. Иван Власенко погиб.

07.07.1941 над аэродромом Новозыбков, сбит ПС-84 с тех персоналом 135 ббап, погибли 19 человек, 7 тяжело ранены
сбит ком. 5 эск. капитаном Володиным В.С. и его замом капитаном Яковенко М.А. из 103 ббап по приказу ?ком. полка капитана Демьянюка?


08.071941 г. "во второй половине дня в сопровождении пяти МиГ-3 (это впервые подвернулось счастье, когда наши истребители будут рядом) подполковник Мироненко Павел Иванович возглавил группу из 19 Су-2 в налёте на аэродром Бобруйск. К сожалению, фашистских самолетов на аэродроме не оказалось, они успели взлететь и встретить нашу группу на подходе к цели. Часть из них связала боем «миги», остальные устремились в атаку на Су-2. Завязался тяжелый воздушный бой.
«Мессеры», пытаясь рассредоточить оборонительный огонь Су-2, атаковали их со всех сторон. Очередную атаку фашистского истребителя штурман командира эскадрильи капитан Володин Василий Сергеевич встретил длинной пулеметной очередью прямо по кабине, и тот, не выходя из пикирования, отвесно пошел к земле. Немцы стремились разогнать наши самолеты, чтобы бить одиночек, но Мироненко вовремя разгадал их замысел и по радио приказал всем летчикам сомкнуться.
Ведя неравную схватку, «миги» отошли от Су-2, которые остались теперь без прикрытия. Фашисты продолжали наседать. Сбит лейтенант Деревицкий Александр Петрович — до войны это был лучший летчик-инструктор. Один стервятник так увлекся атакой, что проскочил самолет Попова. Сергей мгновенно дал очередь из всех четырех ШКАСов, и тот, объятый пламенем, рухнул вниз. Однако бой продолжался. Многие штурманы уже не вели ответного огня — у них кончились патроны. Отчаянно отбивают атаки Емельянов Григорий Емельянович, 1916 г.р., Анатолий Борисов, Малышенко Иван Федорович (пропал без вести 10.01.1943 в составе 103 ШАП, 230 ШАД, 4 ВА). Наконец-то под самолетами уже своя территория.
Нашим истребителям пришлось еще тяжелее: их осталось три, но в дьявольской карусели они продолжали бой, пытаясь отвлечь от Су-2 на себя больше «мессов». К счастью, гитлеровские истребители прекратили атаки и вышли из боя: то ли у них горючее кончалось, то ли побоялись уходить далеко в глубь нашей территории. Тройка «мигов» сразу подошла к Су-2 и было видно, из какого тяжкого боя вышли ребята: один из них заметно стал отставать — с правой стороны мотора валил черный дым. У оставшихся двух крылья были в пробоинах, а на фюзеляжах трепыхались рваные куски обшивки. Не рискуя бросить товарища, они тоже отстали, пристроились один слева, другой справа и повели его, словно поддерживая под руки раненого друга.
При посадке в конце пробега самолет Мироненко резко рванул влево и, пробежав еще немного, остановился, перекосившись на левую ногу: пробитая в бою покрышка колеса на пробеге изорвалась в клочья. Один за другим садились наши искалеченные самолеты. Ни одного не было без повреждений.


08.07.1941
ОС № 12 (отрывок)

4. 103 БАП производил разведку погоды и скоплений войск противника в районе Шаптицы, Рогачев. Произведено 3 самолёто-вылета. На свой аэродром не вернулся 1 самолет, меры к розыску принимаются.

09.07.1941 г.
По приказу командования ВВС 21-й армии 45 человек летного и технического состава во главе с комиссаром Алексеем Немтиновым выехали в Харьков за получением самолетов. 10 июля вечером прибыли в Харьков.

09.07.1941
ОС № 14 (отрывок)

3. 103 БАП до 11.30 09.07. вел звеном разведку переправ противника и скопление его на дорогах Жлобин, Горваль, Стасевка. Сброшено бомб: 16 ФАБ-50 и 2 ЗАБ-50. Полк имеет 3 самолето-вылета с налетом 4 ч. 25 мин. Боеготовых самолетов 21.

10.07.1941
ОС № 15 (отрывок)

2. 103 БАП с 6.00-8.15 звеном вел разведку района Рогачев, Жлобин, Поболово. Атакована колонна танков по дороге Бобруйск-Рогачев. Сброшено 16 ФАБ-50, один самолёт Су-2 не вернулся на свой аэродром.

13.07.1941
Рано утром подполковник Мироненко Павел Иванович (штурман майор Белоусов Николай Захарович) возглавил группу из 9 Су-2 в налёте на аэродром Старый Быхов. Вернулись все, заявлено уничтожение 27 самолётов, но немцы подтверждают только повреждение нем. авиамастерских.

15.07.1941 массированный налёт авиации противника (9 Ju-88 и 6 Bf.109) на аэ 103 ББАП.
"Утром полуторка, как всегда, привезла на аэродром завтрак. Разрумянившаяся молоденькая официантка мило улыбалась, ее красивые белые зубы сверкали, глаза искрились. На какой-то миг летчики забыли о тяготах войны: в адрес девушки слышались комплименты, все шутили, смеялись и незаметно для себя ели с превеликим удовольствием.

Прозвучала команда «Воздух!», но на нее никто не обратил внимания. Вдруг — сильнейший взрыв, один, другой! Аэродром загрохотал, все вокруг залихорадило. Одна бомба разорвалась совсем близко от «столовой». Звякнули осколки битых тарелок, кто-то истошно закричал, взывая о помощи, а грохот продолжал раскатываться по аэродрому. На противоположной стороне летного поля высоко в небо взметнулся черный столб дыма — прямое попадание бомбы в стоящий самолет, пламя охватило другую машину. Люди бегали по аэродрому, пытаясь где-нибудь укрыться.
Наконец, девятка «Юнкерсов-88» и шесть «Мессершмиттов-109» ушли на запад, и на аэродроме все затихло. Гитлеровцам удалось уничтожить только два самолета, но были раненые, убитые. На третий день удар повторился, потом еще и еще. Однако последующие налеты аэродром перенес без потерь: самолеты хорошо рассредоточились, а люди теперь уже с большим уважением относились к вырытым щелям, которыми недавно так пренебрегали."

ОС штаба 21 А №35 от 16.07.1941 (отрывок)
8. ПВО - за 15.07. авиация противника произвела три налёта с бомбометанием на аэродром НОВОЗЫБКОВ. Уничтожено два наших самолёта. Повреждено -5. Потери - 5 убито, ранено - 7 человек.
9.ВВС армии произвели... 10 самолётовылетов на бомбометание мотомехчастей противника, аэродрома в районе ст. ДОРОГИ и ж.д. состава на ст. Любча. Противодействия ЗА и авиации противника не было. Все самолёты вернулись на свои базы.


16.07.1941 заявлены победы от JG 51:
16.07.41 Fw. Fritz Heimann 5./JG 51 Vultee-11 16.12 Film C. 2036/II Anerk: Nr.101
16.07.41 Ltn. Hans Strelow 5./JG 51 Vultee-11 16.16 Film C. 2036/II Anerk: Nr.105
16.07.41 Uffz. Hermann Aubrecht 5./JG 51 Vultee-11

27.07.1941 г.
Су-2 б/н 10 упал у Лизогубовки (Харьковская обл.), экипаж погиб.
командир 4-й эскадрильи Грабовьюк Павел Ануфриевич
штурман капитан Гузь Григорий Алексеевич
механик самолета Жорник Георгий Трофимович, 1912 г.р. (находился на аэродроме)
Су-2 сел на вынужденную у Лизогубовки (Харьковская обл.)
пилот мл. лейтенант Маслов Тимофей Кириллович, 1916 г.р.
штурман лейтенант Новиков Павел Захарович, 28.06.1915 г.р.
На следующий день крестьяне отвезли лётчиков к упавшему самолёту Грабовьюка, где они похоронили его и штурмана.
Су-2 вернулся на свой аэ
комэск капитан Вендичанский Иван Петрович 05.05.1912 (погиб 16.10.1941 (103 ШАП))

06.08.1941 г. группа Су-2, возглавляемая Мироненко, произвела посадку на аэродроме Новозыбков.

13.08.1941 г. вечером командир полка получил приказ: оставшиеся самолеты сдать другим частям и 14-го уехать железнодорожным эшелоном снова в Харьков, чтобы пополниться людьми и получить самолеты до штатной численности.
На базе 103-го ближнебомбардировочного были созданы еще два полка, их командирами были назначены капитаны Болдырихин Федор Захарович, 16.07.1907 г.р. (504 шап) и Володин Василий Сергеевич, 1903 г.р. (565 ШАП с 10.03.1942г.) .

?24?.08.1941
в 103 штурмовой авиаполк "переводились" пилоты:
лейтенант Громов Федор Яковлевич, 1915 г.р.
мл. лейтенант Кузнецов Михаил Иванович, 1919 г.р.
мл. лейтенант Тришкин Георгий Кононович, 1921 г.р.
ком. звена мл. лейтенант Гайворонский Николай Николаевич, 1915 г.р.
мл. лейтенант Марченко Александр Иванович, 1922 г.р.
Прокопьев Яков и
ком. звена мл. лейтенант Белоконь Кузьма Филимонович, 1915 г.р.

Потери:
штурман лейтенант Поздняков Борис Алексеевич, 1912 г.р., (убит в воздухе 29.06.1941, в первый боевой день полка, лётчик И. А. Савельев привёз мёртвого штурмана, похоронен у деревни Неглюбка).
адъютант 1 аэ капитан Беспалько Иван Сергеевич 1911 г.р., погиб 30.06.1941
штурман лейтенант Король Николай Иванович, 1918 гр., погиб 30.06.1941 г.
штурман мл. лейтенант Борзиленко Алексей Михайлович 1918 г.р., погиб 30.06.1941
штурман сержант Панкратьев Борис Николаевич 1917 г.р., погиб 02.07.1941
пилот сержант Алексеев Павел Федорович 1917 г.р., погиб 02.07.1941
|пилот ком. звена мл. политрук Плотников Валерий Павлович, сбит 03.07.1941, жив, вернулся в часть
|штурман лейтенант Власенко Иван Федорович Фролович 13.12.1918 г.р., погиб (или 15.04.1942)
штурман мл. лейтенант Тимошин Сергей Дмитриевич 1917 г.р., погиб 03.07.1941
штурман лейтенант Малеев Василий Кузьмич 10.12.1917 г.р., погиб 03.07.1941
пилот комзвена мл. лейтенант Савельев Иван Афанасьевич 01.07.1916 г.р., погиб 07.07.1941
пилот мл. лейтенант Лещенко Николай Гаврилович 1920 г.р., погиб 07.07.1941
штурман капитан Косой Исаак Аронович 1906 г.р., погиб 03.07.1941 г.
штурман лейтенант Федюра Александр Гордеевич 1918 г.р., погиб 07.07.1941
штурман ст. лейтенант Щеголев Василий Петрович, 1914 г.р., погиб 07.07.1941
пилот зам. ком. аэ лейтенант Деревицкий Александр Петрович 1917 г.р., погиб 08.07.1941 г.
штурман сержант Смолин Николай Федорович 1920 г.р., умер от ран 08.07.1941
?пилот ком. звена? лейтенант Воронов Леонид Филиппович 15.06.1911 г.р., погиб 13.07.1941
штурман лейтенант Бойко Петр Иванович 1920 г.р., погиб 13.07.1941
штурман ст. лейтенант Сераго Иван Семенович 1906 г.р., погиб 14.07.1941
замкомэск ст. лейтенант Радченко Федор Федотович 05.02.1907 г.р., погиб 17.07.1941
?пилот ком. звена? капитан Кубасов Михаил Степанович 1909 г.р., погиб 24.07.1941
пилот ком. звена лейтенант Мороз Александр Терентьевич 1915 г.р., погиб 25.07.1941
|пилот комэск капитан Грабовюк Павел Андреевич (Ануфриевич)1908 г.р., погиб 27.07.1941
|штурман капитан Гузь Григорий Алексеевич 03.01.1907 г.р., погиб 27.07.1941

Источники:
сайт https://pamyat-naroda.ru/
Воспоминания пилота 103 ББАП (103 ШАП) Белоконь К. Ф. - В пылающем небе.
Tags: "Хроники пикирующего бомбардировщика", 103 ББАП, Су-2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments