kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Первый удар B-24 по Плоешти. (часть 2. Интернирование)

Первый удар B-24 по Плоешти. (2. Интернирование

1. Первый удар B-24 по Плоешти. (1. Налёт)

Интернирование
Перед полётом, на брифинге, командирам экипажей, был вручен номер телефона американского посольства в Турции, также была озвучена информация от полковника Kraw (бывший военный атташе в Турции), что Турция союзник США в 2 МВ и боятся нечего, садиться можно смело, если топлива не хватит, самолёт дозаправят и отпустят.
На брифинге для штурманов с участием Берни Рэнга и полковник Халверсона была размещена карта Восточного Средиземноморья и уточнён маршрут полёта. Садиться у русских (Туапсе, Батуми), на вопрос одного из штурманов, разрешалось, но "русские не в курсе и могут сбить". Все самолёты, после выполнения задания, должны были сесть на английскую базу ВВС Рамади (Ирак) и после дозаправки вылететь назад в Fayed (Египет).
Экипажи после брифингов были уверены, что Турция союзник и ничего страшного не произойдёт, если придётся садится там.

Четыре экипажа севшие в Турции сразу лишились записок с телефоном, так как все личные вещи экипажей были тут же изьяты турецикми властями - к запискам с телефоном посольства никто серьёзно не отнёсся.

Первым самолётом севшим в Анкаре был B-24D-CO, 41-11609, LITTL E EVA, за ним сел B-24D-CO, 41-11596, BROOKLYN RAMBLER и третьим, с одним остановившимся двигателем, приземлился B-24D-CO, 41-11597, THE BLUE GOOSE.
Четвёртый B-24D-CO, 41-11622, TOWN HALL, приземлился в Адапазари.

Поначалу экипажи американских "гостей" были восприняты враждебно, но в течение дня отношение изменилось. Экипажи были накормлены в ресторане гостинницы «Анкара плаза» (счёт за "гостеприимство" был отправлен в американское посольство), затем отправлены под охраной в старую школу, где уже содержались девять русских пилотов и один лётчик RAF из Южной Родезии - Hill. Школа находилась в парке Чифлик на окраине Анкары.
Через 3 месяца экипажи перевели в гостинницу «Aksehir Hotel» в центре Анкары. В дверях гостиницы выставили охрану, члены экипажей могли раз в неделю посещать город группой 8-9 человек, при желании посещать магазины, но только под наблюдением охранников.

Сами самолёты США «подарили» ВВС Турции, причислив их как поставленные по «ленд-лизу», чтобы не ухудшать отношения с Турцией и предотвратить дипломатические демарши.

В августе 1942 года турецкий генеральный штаб приказал передать самолеты 1 авиаполку Турции, который находился в Эскишехире. Три самолета, из четырех, с помощью американского персонала были отремонтированы и перегнаны американскими лётчиками в Эскишехир. Во время перелёта жители Эскишехира, которые увидели огромные самолеты над городом, пережили "захватывающие моменты". В ноябре 9 лётчиков отвезли в Эскишехир для обслуживания и ремонтов B-24D а также для обучения турецких лётчиков и наземного персонала обращению с самолётом.

Побег. Угон «BROOKLYN RAMBLER» 15 декабря 1942 года.
2-й пилот LITTLE EVA Wilbur West, придумал план, как угнать самолёт и сбежать самим, для этого он убедил турков в необходимости регулярно включать двигатели, заправляя баки топливом, чтобы предотвратить повреждение резинового покрытия самих баков. Таким образом, ему удалось, каждый раз при включении двигателей, заправить баки топливом до половины (400 галонов). 15 декабря 1942 года, когда весь турецкий персонал был на обеде, американцы забрались в самолет, быстро запустили двигатели и взлетели. В полёт они не взяли ничего - ни парашютов, ни воды, ни питания.

Список "угонщиков":
1. Lt. Brown Nathan, Jr., 1-й пилот BROOKLYN RAMBLER
2. Swazner Walter, 2-й пилот BROOKLYN RAMBLER
3. Humphrys Robert, штурман BROOKLYN RAMBLER
4. Ziesel Eugene, 2-й пилот, THE BLUE GOOSE
5. West, Wilbur C., 2-й пилот, LITTLE EVA
6. s/sgt Taylor Ula J. H., бортинженер BROOKLYN RAMBLER
7. Owens Thomas G., возд. стрелок, LITTLE EVA

Самолет, который они угнали, был «BROOKLYN RAMBLER», на нём уже были нанесены турецкие ОЗ и турецкий флаг на стабилизаторе. Через полчаса, на перехват «BROOKLYN RAMBLER», взлетел турецкий бомбардировщик (прим.: почему-то в турецких источниках назван истребителем) Martin 139WT (модель 1932 г.), из 1 авиаполка базировшегося в Эскишехире, но не смог догнать «Liberator».

Один из 20 Martin 139WT поставленных Турции

Через полтора часа полёта на подлёте к Кипру остановился 4-й двигатель, в тот же момент появились британские «Спитфайры», которые начали заход для атаки «BROOKLYN RAMBLER». Увидев турецкие знаки и турецкий флаг, они открыли предупредительный огонь. Несколько человек, высунвшись по пояс из окон самолёта и махая руками, дали понять истребителям, что они свои. «BROOKLYN RAMBLER» приземлился на британскую базу на Кипре сломав носовую стойку шасси.





После посадки, спасшимся лётчикам, британцы устроили дружеский приём, назвав их перелёт "Хорошим шоу". В то же день (15 декабря) 5 офицеров из команды были перевезены «Бленхеймом» в Лидду/Эль-Лудд (Палестина), на следующий день другим «Бленхеймом» их перевезли в Каир (Египет), где они встретились с генералом Эндрюсом и генералом В.Х. Страмом, которые выслушали их историю. Генерал Эндрюс был убеждён, что пилотов придётся отправить назад в Турцию, но генерал Страм, это отвёрг.
В тот же день, 17 декабря, пришла информация о побеге капитана Nesbitt, Jr., Frederick (1-й пилот TOWN HALL), Smith, Lyman S. (штурман TOWN HALL) и родезийского лётчика RAF Hill. Они должны были прибыть в Каир через пару дней - британское подполье в Турции организовало их побег.
Экипаж, сбежавший из Эскишехира, вернулся в Египет в команду HALPRO, получив 2-х недельный отпуск.

По факту угона начались переговоры Турции с Соединенными Штатами и Великобританией по поводу судьбы самолёта, ведь он был «подарен» и фактически принадлежал Турции. Итогом переговоров стало решение о передаче «Либерейтора» туркам.
В начале 1943 года, самолет был отремонтирован и возвращен в Турцию.

Brooklyn Rambler с новым номером после возвращения в Турцию, видно цветовое отличие в носу, там где восстанавливали обшивку

К середине 1943 года, был разработан новый план по нанесению ударов по нефтяным полям Плоешти (Румыния) он получил название «операция Pointblank».

(продолжение следует)
Tags: b-24d, halpro
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments