kv_bear (kv_bear) wrote,
kv_bear
kv_bear

Category:

Бронепоезда Таллиннского судоремонтного завода

Бронепоезда Таллиннского судоремонтного завода
Автор: Александр Прагер   
09.06.2010 09:38




В августе 1941 года Красная Армия и КБФ обороняли Таллинн, столицу Эстонии от наступающих немецких войск. В окрестностях города имелась сеть узкоколейных железных дорог с колеей 750 мм. Всего за 15 дней на Таллиннском судоремонтном заводе при участии завода "Арсенал" были построены два бронепоезда (№ 1 и № 2), о них и пойдет речь. 

На основе сохранившихся фотоматериалов можно полагать, что каждый из этих бронепоездов состоял из бронепаровоза и двух 4-осных бронеплощадок. В качестве паровозов использовались французский Ук-81 и Коломенский Б-31 (тип 63), которые были получены от Эстонской железной дороги. На одной из бронеплощадок устанавливалась 76-мм морская пушка 34К.

На фото площадка узкоколейного бронепоезда с морской установкой 34-К, уничтоженый люфтваффе в августе 1941г. на подступах к Таллинну (на переднем плане странная могила бронепоездника)

Пушка имела штатный лафет и немного доработанный щит. По бортам располагались пулеметные амбразуры. На вторую бронеплощадку ставилась башня с 37-мм пушкой.  Доподлинно известно, что одна бронеплощадка с 76-мм установкой 34-К, была потеряна в ходе боев.

Бронепоезд № 1 (лейтенант М. Г. Фостиропуло) и бронепоезд № 2 (старший лейтенант Ф. А. Турский) были приданы 10-й стрелковой дивизии. Они действовали на линии Лийва - Рапла - Юлемисте - фосфорный завод в районе деревни Кроди. Бронепоезда совершали рейды в тыл противника, высаживали десанты.

Из воспоминаний П. Рублика из 31-го отдельного стрелкового батальона КБФ:
"...Неутомимо трудился в этот день [27 августа] бронепоезд, носивший гордое имя "Балтиец". Через определенные промежутки времени он уходил со ст. Таллин-Вяйке по узкоколейной ж.д. в сторону противника. Он совершал дерзкие налеты, подбираясь совсем близко к скоплениям живой силы и техника врага. В этот день пути маневра бронепоезда сильно сократились - враг подошел совсем близко к юго-западной части города. Каждый раз, когда наш любимец бронепоезд возвращался после своего очередного рейса, мы видели возбужденные лица моряков-артиллеристов, и от них веяло чем-то далеким и романтическим, как из фильмов о гражданской войне.
Особенно ярко мне запомнилось лицо командира бронепоезда с его пышной черной бородой и веселой белозубой улыбкой. Проезжая мимо наших окопов, протяжным гудком требуя открыть "шлагбаум" - тяжелые бревна, лежащие на рельсах, "капитан - черная борода", как его звали бойцы, под свист и шипение паровоза кричал: "Держитесь, ребята!" и ребята держались."


При оставлении Таллинна советскими войсками оба бронепоезда были оставлены командами на станции Tallinn - sadam ("Таллинн - порт").


Источники:
1. Коломиец М. В., Бронепоезда Великой Отечественной. - М. : Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2010;
2. Отечественный бронедрезины и мотоброневагоны, Фронтовая иллюстрация №5 за 2005 год.

Взято отсюда: http://www.weltkrieg.ru/tanks/351-tallinna-soomusrong.html




Tags: panzerzug
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments